ПРОЕКТ
«СОХРАНИТЬ КАК...»


САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ
ИМЕНИ П.В. АЛАБИНА
Встреча 9

«Искусство в исторической среде»

Историческая часть города буквально создана для того, чтобы ее фотографировать и делать снимки на ее фоне. И, конечно, такая среда притягивает художников и других творческих личностей, вдохновляя их на создание своих произведений, стимулируя их на переосмысление окружающей действительности и на привнесение в историческую среду чего-то своего — проще говоря, во дворе дома, которому больше ста лет, так и тянет провести какой-нибудь перфоманс, установить арт-объект или устроить праздник.



В рамках проекта «Сохранить как…» мы собрали несколько практик взаимодействия творчества и исторической среды, чтобы раскрыть для вас еще одну сторону исторического наследия.

«Общее решение. Отель зеленый» художника Андрея Сяйлева
История хранится в предметах быта и архитектуре, но мы не всегда видим потенциал вещей, которые по каким-то причинам утратили свое первоначальное предназначение.
Тем не менее, то, что кто-то может посчитать рухлядью или откровенным мусором, в руках художника превращается в искусство. Именно так произошло с проектом современного художника Андрея Сяйлева, который сделал арт-объект для фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест»:

— За последнее время время сообщество «Том Сойер Фест» проросло повсюду, словно грибница и сохранение исторического наследия стало модным, — издалека начал рассказ о своем проекте современный художник Андрей Сяйлев. — И они попросили меня придумать что-то для продвижения их Фонда. Для меня, как художника, было чрезвычайно важно прожить время создания через творческие практики. И поэтому я понял, что это должно быть действительно общее решение.

Павильон был создан из самых разных исторических архитектурных элементов и предметов быта — окна, наличники, полозья саней, двери и пр. объединены с предметами быта вроде деревянных прялок, печатных машинок, посуды, почтовых ящиков и сотен других элементов, которые были доставлены из разных городов. Получившийся «отель» был заселен растениями.

— Это самовозводящаяся архитектура, которую мы получили из того, что человеческое общество отторгло как дисфункциональное: осколки человеческого быта, архитектуры, интерьера. И мы переобозначили все это, создав архитектуру нечеловеческого, архитектуру для растений. Так появился «Отель «Зеленый». Посредством овеществления возможного будущего настоящим, мы делаем эту практику релевантной.

Как итог — невероятно интересный арт-объект, который уже привлек внимание и на выставке в Москве, и в Самаре. А в будущем, он станет частью частной коллекции, что не только принесет «Том Сойер Фесту» допролнительную узнаваемость, но и пополнит Фонд, благодаря которому волонтеры восстанавливают исторические объекты.
Летник на месте арестантского двора
Далеко не все посетители арт-кластера «Дом 77» на Ленинградской знают о том, что это здание когда-то было доходным домом Антона Шихобалова, хотя Полина Дрожжина, основательница и директор Центра современной культуры «Нулевая комната» ведет активную просветительскую работу.

В связи с революцией 1917 года купеческие планы резко поменялись и дом пережил несколько судеб, включая общество археологии Самарского государственного университета и участь военной тюрьмы. Притом доходило до странностей — часть помещений уже использовались как жилые и во дворе-колодце в одни часы играли дети, а в другие гуляли арестанты.

Сегодня в «доме 77» располагаются мастерские и творческие студии, но для того, чтобы привлечь арендаторов и клиентов для них, владельцы бизнеса решили превратить большой двор-колодец в летнюю развлекательную площадку и не прогадали.

Здесь есть все, что мы любим — расположение в историческом центре на одной из самых популярных прогулочных улиц, дом с богатой историей, центр современного искусства и закрытый со всех сторон большой двор, в котором все лето проводятся концерты, ярмарки, фестивали, работают бары и организована уютная зона отдыха. Зимой же здесь заливают каток, так что прежде пустой захламленный двор круглогодично приносит радость посетителям и прибыль предпринимателям.
Не только стоянка для машин
О том, что можно сделать во дворе, знает Екатерина Елисеева, заведущая музеем-галереей «Заварка», организатор выставок проекта «Сохранить как…». И если большинство жителей до сих пор видит в пространствах между домов прибежище для своих машин или, максимум, площадку для приготовления шашлыка со всеми вытекающими, то Екатерина видит в каждом дворе почти безграничный потенциал!

Но чтобы понять, что можно здесь сделать, команда Екатерины Елисеевой изучала историю домов и людей, интервьюировали жителей и искали те смыслы, которые могли ускользнуть при первом знакомстве с территорией.

Первая выставка состоялась во дворе Славы Вершинина на Молодогвардейской, 6, жителя исторического центра Самары. Здесь организаторы решили создать вау-эффект и не ошиблись — посетители самарского дворика неожиданно знакомились с не парадным Петербургом в фотографиях известного фотографа Александра Петросяна.
При этом работы были размещены в самых неожиданных местах — посреди цветов, в ванных, на велосипеде, на заборе и пр. Все найти можно было только с помощью карты, то есть посетителям приходилось пройти и своеобразный квест.

Вторая выставка состоялась во дворе проектного бюро ТМ. Совсем небольшое пространство должно было иметь безусловную идею и здесь организаторы оттолкнулись от даты постройки дома — 1859 год, посвятив стенды и экспонаты событиям этого времени.
Например, специальные гирлянды символизировали знаменитое полярное сияние, которое наблюдали тогда даже в южных широтах, экспозиция эволюции человека отсылала к первой публикации знаменитой работы Чарлза Дарвина «Происхождение видов», а оригинальные полки с книгами напоминали о появлении в Самаре первой читальни именно в этом году.

Третья выставка «Волга-сказка» прошла во дворе, где располагается «Кооперация детей «Лес» под управлением Юры Рычкова. Это творческая мастерская, в которой дети и сами генерируют миллион идей в секунду, но во избежание хаоса во дворе была поставлена задача вспомнить и показать волжские сказки. И это стало одним из самых заметных событий проекта «Сохранить как…», потому что большой двор превратился в интерактивную зону, посвященную легендам и сказаниям Средней Волги. Большая серая бетонная стена, отделяющая исторические домики от новостройки, стала огромным стендом, а просьбы жителей соседних дворов «Сделать так же» говорит сама за себя — пространство может быть интересным и самодостаточным, если приложить фантазию.
«Просто захотелось впасть в детство!»
Мы часто упоминаем среди организаторов мероприятий художников, архитекторов, музейных работников и пр. персоналии, но есть отличный пример, когда жители дома захотели создать событие во дворе без идеи извне.

Вадим Веремчук, архитектор проекта «Я иду тебя искать» — Когда мы размышляли о том, что сделать идеей проекта, то часто вспоминали о том, что в современном мире мы очень часто думаем о безопасности. И именно в детстве это чувство безусловное и самое сильное. Кроме того, у каждого из нас есть своя зона зона комфорта. Мы решили проверить, насколько наша зона комфорта, может повлиять на других жителей и гостей нашего двора.
В итоге мы решили сами сконтактироваться со своим внутренним ребенком и дать возможность «впасть в детство» другим.

В итоге мы размести во дворе несколько интерактивных арт-объектов без указания на то, где они скрыты. Аттракционы из надувного бассейна, детский шалаш из надувных кругов, «Бабушкин ковер», который рисовала художница Мария Никонова, создавался с идеями зрителей и т. д.
Все эти вещи дали потрясающий эффект изменения окружения и повышали настроение.

Конечно, в современных дворах тоже можно придумать какую-то активность. Но именно историческая среда сама подталкивает к идеям и желанию их воплотить!