ПРОЕКТ
«СОХРАНИТЬ КАК...»


САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ
ИМЕНИ П.В. АЛАБИНА
Встреча 9

«Независимые культурные проекты

в объектах наследия»

Как мы с вами выяснили ранее, в исторических зданиях можно не только жить, но и работать, размещая в прекрасных и оригинальных интерьерах творческие мастерские, магазины и даже определенные виды производства. В конце концов, здесь можно просто организовать офис на зависть всем конкурентам и на радость клиентам и своим сотрудникам!


Но, конечно, при упоминании исторического наследия мы вспоминаем про музеи, галереи и иные культурные пространства. Но возможно ли такое на частном уровне и могут ли такие проекты выполнять не только статусную роль, превращая владельца в мецената и филантропа, но и приносить материальную выгоду?


Об этом мы поговорили с экспертами, которые не только много знают, но и сами реализуют такие проекты.

«Мы с женой затеяли ремонт»
Александр Быченко, создатель частного музея «Altes Haus» г. Калининград.

Нет числа тому разнообразию идей, которые вдохновляют на создание музея, но супруги Быченко, Александр и Наталья, пока в десятке самых оригинальных.

В доме, построенном в 1912 году расположился музей-квартира «Altes Haus», то есть «Старый дом». Здесь воссоздан интерьер квартиры кёнигсбергского негоцианта Густава Гроссмана, а уникальность и уют этого небольшого частного культурного пространства привлекли уже более 40 тысяч посетителей за 10 лет существования проекта.

Александр Быченко:
«Все началось с того, что мы затеяли ремонт у себя дома и нам нужно было куда-то переехать. Мы сняли квартиру у моего знакомого, который увлекался антиквариатом и сделал реставрацию в квартире дома 1910 года постройки. К нам стали приходить друзья, смотреть на интерьеры немецкой квартиры. Затем стали приводить своих друзей. 8 месяцев мы принимали раз в неделю, зачастую, совершенно незнакомых нам людей, которые ссылались на каких-то наших друзей или знакомых!

И хорошо, когда это были жители Калининграда, которые не задавали вопросов, «а что это за улица?» или «А как тут жили и что тут происходило?». Но потом стали приходить иногородние посетители. Нам пришлось читать книги, потому что на тот момент мы были достаточно далеки от темы культурного наследия!"

После окончания ремонта в собственной квартире, супруги Быченко обнаружили, что впали в сильнейшую зависимость.
8 месяцев пребывания в исторических интерьерах так сильно сказались на них, что пришлось продлить аренду немецкой квартиры на год. Через социальные сети Александр заманивал все новых посетителей, притом не поднимая тему оплаты — для этого в коридоре стояла шляпа-цилиндр.

Сотрудники коммерческой фирмы, владельцем которой был Александр, стали подозревать неладное — шеф перестал появляться на работе. Пошли слухи про опасную зависимость или молодую любовницу.
В какой-то момент Александр и Наталья сели на кухне и признались друг другу, что так больше жить нельзя.

— Нас познакомили с Дмитрием Ойнасом и Натальей Никитиной из Коломны, которые занимались брендом «Коломенская пастила». И «Коломенская пастила» вправила нам мозги! Мы быстро расписали бизнес-процессы и дело пошло.

Небольшим препятствием стало то, что хозяин столь популярной у туристов квартиры, не стал продлевать аренду, но супруги Быченко к тому времени уже все подготовили — на соседней улице они приобрели квартиру в бывшем доходном доме 1912 года постройки, разработали концепт музея и провели реставрацию. Особенностью стала тактильность — большинство предметов интерьера нового музея старой немецкой квартиры можно было потрогать, а экскурсии организованы по принципу рассказа о том, как был обустроен быт жителей немецкого Кенигсберга. И если в первое время экскурсии водили сами супруги, то теперь здесь работает четыре экскурсовода с разными программами.

Правда, за фразой «приобрели квартиру» кроется весьма долгая история о том, что на момент приобретения это была коммуналка на три семьи общей площадью 80 кв.м. Так что покупка была тоже не слишком простой. Изначально квартира принадлежала Густаву Гроссману, а рядом находилась его «продовольственная лавка». За последующие годы в этом помещении чего только не было, но супруги Быченко взяли помещение в аренду и организовали здесь музейный кафетерий, сувенирную лавку и антикварный салончик.

Сейчас в «Altes Haus» сеансовая система посещений по 12 человек в группе и за один день здесь проходит 10 сеансов. В 2024 году стоимость билета возросла до 1000 рублей, но снижения потока не происходит. Кроме того, неплохой доход приносят сувенирная продукция и издательская деятельность. Особым лакомством в кофейне стал марципан, который традиционно подавался в Кенигсберге. И это тоже производится своими силами в собственном кондитерском цехе!

Да, есть и минусы. Это жилой дом. И не всем соседям нравится, что в их подъезд заходят сотни человек в день.
В качестве компенсации, Быченко сделали в подъезде ремонт и благоустроили окружающую территорию.

Сарай и гараж. «Дом Китобоя»
Самый любимый проект Александра Быченко, это «Дом китобоя». И если «Altes haus» — это про старый Кенигсберг, то «Дом китобоя» — это про советский Калининград.

«Мы побывали в Коломне в «Арт коммуналке», вдохновились этим и решили воплотить идею квартиры китобоя в жизнь. Изначально мы планировали балаган с актерами, «соседкой Зиночкой», мужиком в «алкашке» и прочими «прелестями» коммунальной квартиры. Однако затем мы разработали с музейным проектировщиком Никитой Сазоновым проект для подачи в Фонд Владимира Потанина.

Если это Калининград, это про моряков. Если про моряков, то самыми известными были китобои, ведь с 1960 по 1975 в Калининграде базировалась китобойная флотилия. Мы собирали истории калининградцев о том периоде, создали на их основе аудиоспектакль.

Сам «Дом китобоя», это заново построенное здание из сарая и гаража во дворе областной научной библиотеки, которое нам на безвозмездной основе предоставило правительство Калининградской области".

На первом этаже здания расположилась экспозиция и советский кафетерий, а на втором этаже лекционный зал и зал для временных выставок.
Еще одной особенностью стало сопровождение посетителей. Здесь все работает по той же, что и в «Altes Haus» сессионной системе, но вместо гида играет аудиоспектакль, погружающий в особую атмосферу советского быта в Калининграде голосами самих жителей того периода.

Все экспонаты были подарены калининградцами, так что это действительно народный музей.

Успешность проекта определяется просто — в туристический сезон все сеансы раскуплены на 2−3 недели вперед.
«Квартал разночинцев и вольнодумцев»
Нина Ершова, руководитель проекта «Заповедные кварталы» Нижний Новгород

Нельзя просто начать восстанавливать историческое наследие — примерно так можно описать историю появления ОП «Заповедные кварталы». Начав восстанавливать облик исторических зданий в качестве волонтеров и координаторов «Том Сойер Феста», несколько человек внезапно получили в руки ключи от нескольких пустующих зданий исторического квартала и озадачились тем, что кроме ремонта домам нужна новая жизнь.

Когда-то это была окраина Нижнего Новгорода с усадебной застройкой. Здесь, с середины XIX века успешно селились чиновники, разбогатевшие крестьяне и отставные чиновники, то есть разночинцы. Затем, уже в конце XIX века в флигеле усадьбы архитектора Лемке поселился Владимир Короленко, писатель, журналист и просто человек, который буквально притягивал к себе творческих людей. Собственно, притянулись Леонид Андреев, Иван Бунин, Антон Павлович Чехов, Федор Шаляпин и многие другие, включая и Максима Горького. Отсюда в народном названии и появилось слово «вольнодумцы».

С развитием города исторический квартал оказался в самом центре на жадность застройщикам. Можно сказать, что над кварталом тучи забвения сгустились на 20 лет, в течение которых территорию раздавали застройщикам и расселяли дома под предлогом ветхости и аварийности.
Но градозащитники сделали свой шаг. Мы опустим тома, полные интриг, коварства, слез и отчаяния и подведем итог борьбы — 17 домов были признаны выявленными объектами культурного наследия.
В 2018 году сюда пришел фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» со своими кисточками, красками, строительными лесами и самоваром. Вопреки практике Фестиваля работать с домами, в которых живут люди, волонтеры взялись за расселенный двухэтажный особняк.

Нина Ершова:
«Художники законсервировали своими произведениями окна пустующих исторических домов, так что мы избежали фальшфасадов, которыми обычно прикрывали аварийные дома к чемпионату мира по футболу, а наши здания стали объектами показа.

Мы пригласили городскую администрацию в отремонтированный «Том Сойер Фестом» дом, чтобы показать перспективу исторического наследия и рассказали о потенциале территории, а в итоге получили ключи от пустующих домов и предложение разработать план развития квартала.

Так, с низовой инициативы, мы объединились с другими неравнодушными, организовали некоммерческую организацию «Заповедные кварталы» и вместе с Дмитрием Ойнасом из Коломны 9 месяцев работали над концепцией реновации и развития этого квартала."

В итоге концепция была поддержана губернатором Нижегородской области и появилась еще одна структура, учредителями которой стали «Заповедные кварталы» и областное правительство — АНО «АСИРИС» (агентство по сохранению и развитию объектов исторической среды нижегородской области)

Квартал имеет ситуационный план, напоминающий на карте воздушный змей. В зависимости от расположения, истории, состояния и других факторов, дома получили свои роли.

«К сожалению, мы недостаточно вовлекали жителей в те процессы, которые происходили вокруг них и то, что они оказались на территории, по сути, музея, не всем понравилось. Поток в 140 тысяч туристов в год лишил это место статуса тихого спального района»

В квартале 44 здания и 12 из них аттракторы, то есть имеющую функцию притяжения, предназначенные для размещения инфраструктурных функций, и 21 жилое.

Согласно особенностям государственного финансирования, деньги, выделенные на этот проект, нужно было освоить за 4 месяца. Были подключены силы фонда капитального ремонта и неуемная энергия волонтеров «Том Сойер Феста», что позволило восстановить 9 фасадов.

«Молодые архитекторы и урбанисты объединились и создали 5 концепций садов, которые появились на месте руинированных домов и пустырей. В одном саду мы варили варенье по старинным рецептам, в другом смотрели фильмы.

По идее, раньше этот квартал был белым пятном, через которое проходили жители Нижнего Новгорода даже не замечая его. Мы его переоткрыли, в том числе и для себя. Благодаря туристическому потоку сюда идет бизнес.»
«Куда бежать и что просить»
Андрей Лисицкий, вице-президент делового клуба «Наследие и экономика», г. Москва

Историческое наследие заманчиво, но механизмы взаимодействия с ним туманны и в каждом случае могут кардинально друг от друга отличаться. Куда бежать, с кем говорить, какие документы, как делать — вопросов огромное количество. Именно поэтому появился деловой клуб «Наследие и экономика» — это, как они сами о себе говорят, сообщество владельцев и инициаторов по восстановлению исторических объектов и территорий, авторов социокультурных проектов на основе материального и нематериального наследия.

«Клуб ставит перед собой цель сохранения и развития наследия средствами интерпретации и вовлечения его в современные социокультурные и экономические процессы. Рассматривает наследие как важнейший фактор экономики, ресурс развития территорий, способствующий раскрытию творческого капитала и самоидентификации и уровня жизни местных сообществ.»

Однако есть оговорка.
— Наш клуб не про ремонт и реставрацию, — говорит Андрей Лисицкий, — Идеология нашего клуба, это использование наследия в качестве инструмента развития территории, улучшать качество жизни людей. Кроме того, мы создали «Библиотеку наследия» для сбора опыта и истории реальных проектировщиков. И мы стараемся из этого опыта выделить механизмы.
И, конечно, у нас есть механизмы, которые позволяют запускать проекты на орбиту устойчивости.
Клуб проводит множество мероприятий по поддержке проектов сохранения и использования исторического наследия.