Анастасия Кнор, журналист, директор самарской общественной организации «За информационное общество», член совета самарского отделения ВООПИиК:
На мой взгляд, невозможно реставрировать дом, не восстанавливая его историю, которая неразрывно связана с историей его жителей. К сожалению, не все прежние жильцы Дома Маштакова согласились дать нам интервью, однако то, что мы смогли собрать, стало настоящим сокровищем. Опираясь на эти материалы, мы смогли сделать здесь несколько арт-объектов, включая «говорящие» печи, которые разговаривают историями, которые случились в этом доме.
Нина Казачкова, председатель совета Самарского областного отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК):
Одной из жительниц этого дома была Барская Маргарита Александровна, профессор и детский врач-педиатр. Так сложилось, что Дом Маштакова был ведомственным жильем госпиталя ветеранов и здесь проживали и врачи, и медсестры. Маргарита Александровна многое рассказала о жизни в доме, жизнь в котором была достаточно сложной. Здесь до самого расселения было только печное отопление, притом каждая печь была на две комнаты. И здесь не было водопровода. Зимой мужчины грели лед паяльной лампой, чтобы все жители могли утром умыться перед работой.
Армен Арутюнов, историк архитектуры, член совета самарского отделения ВООПИиК:
Дом в Самаре был отреставрирован, сохранив многие подлинные конструкции, и превращен в современное пространство. Это удалось реализовать, благодаря взаимодействию всех команд, включая реставраторов, архитектора и регионального координатора.
И представьте — Андрей Борисович Бодэ, ведущий научный сотрудник, заведующий Сектором деревянного зодчества НИИ истории архитектуры. Дотошнейший реставратор. И Дмитрий Храмов, современный архитектор, автор арт-объектов, совершенно современная история. И как это совместить? И получилось. Главное, сохранили 80% конструкций, хотя, например, полы почти полностью заменили.
Но исторические половые доски пошли на столешницы для зала чайной, так что мы разрушили стереотипы о том, что дерево недолговечно. Даже на таком уровне сохраняли все, что есть.
Нина Казачкова:
Чтобы сохранить возможные находки, я провела собрание рабочих и постаралась убедить их, что любая мелочь, которую они обнаружат при демонтаже аварийных конструкций, имеет историческую ценность. Я поставила коробку для находок и сказала «Вы выполняете высокую миссию! Мы будем помнить о вас!». Они тащили мне обои, нашли вывеску с номером квартиры.
Все эти находки теперь выставлены в стене на первом этаже.
Армен Арутюнов:
Изначально это место задумывалось как пространство для городских проектов, где шли бы обсуждения в чайной, галерея и зал для обсуждений на втором этаже. Здесь большое количество раскрытий, где мы показали то, из чего построен дом, например, дранка.
Кроме того, получилось сделать фальш-чердак: Вместо оригинального чердака был создан фальш-вариант, чтобы избежать проблем с эксплуатацией здания. То есть вы можете увидеть часть перекрытий, но это не раскрытие, а демонстрация! Но зато дом утеплен!
Тут мы тоже столкнулись с тем, что мнение «Раньше строили лучше» не всегда верно! Чердачные перекрытия были гнилыми, так что все это было заменено на современные решения.
Анастасия Кнор:
Мы сразу сделали все работы максимально открытыми для общественности, приглашали СМИ и о нас с удовольствием все писали. Было несколько реставраторов, которые брюзжали, но в целом был очень хороший информационный фон.
Нина Казачкова:
Было много сложных моментов в том, кто будет делать реставрацию. Когда обратились к специалистам из Вологды, у которых был опыт работы с поднятием деревянного дома с печами, они выставили такую сумму, что мы решили — делать будут свои!
И компания «Вега Групп Регион» начала реставрацию без опыта в деревянном зодчестве благодаря консультациям Андрея Борисовича Бодэ.
Работа была выполнена в очень короткие сроки — примерно за 14 месяцев. Параллельно с начавшимся проведением противоаварийных работ была выполнена и согласована научно-проектная документация. Таким образом, производство шло без остановки.
Дом был выровнен и укреплен, в ходе работ использовались старые материалы и технологии, а главный архитектор Александр Вязиков получил высокую оценку за работу по реставрации. После окончания работ он подарил приемник 1940х годов!