ПРОЕКТ
«СОХРАНИТЬ КАК...»


САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ
ИМЕНИ П.В. АЛАБИНА
Встреча 12

«Реставрация и приспособление

памятника деревянного зодчества

под современный музей-галерею»

Это сейчас большинство культурных людей в Самаре время от времени поглядывают в соцсети и приговаривают «А что у нас там в „Заварке“ интересного?», больше сетуя на вечную толчею посетителей музея-галереи с этим именем. Но несколько лет назад о «Заварке» с ее бесконечными мастер-классами, выставками и экскурсиями, речи не шло. Да и о доме Маштакова, в котором расположилось, пожалуй, одно из самых оригинальных и интересных культурных пространств Самары, разговоров было мало.


Однако произошло то, что, как порой принято говорить: «Звезды сошлись». Деревянный дом, от вида которого у градозащитников и ценителей прекрасного лились слезы, преобразился и обрел новую жизнь.


До Революции
22 января 1899 года мещанин Михаил Маштаков подал прошение в Самарскую городскую управу с просьбой разрешить ему построить на своем усадебном месте близ Воскресенской площади двухэтажный деревянный дом. Проект был разработан архитектором Александром Щербачевым.

Правда, особо наслаждаться проживанием в этом доме Маштаков не стал — в августе 1911 года усадебное место Михаила Маштакова перешло в собственность самарского купца Николая Маркова, который, впрочем, тоже не слишком долгое время владел этой собственностью по причине известных событий — спустя год после Революции 1917 года дом Маштакова, как и большинство зданий Самары, был муниципализирован. Из него сделали коммунальные квартиры, перегородив когда-то просторные залы 1 и 2 этажей.

Здесь, кстати проживал известный писатель Петр Лукашевич (Левицкий), однако 27 июня 1921 года он разделил умер, став очередной жертвой печально известного голода в Поволжье.
После расселения
В 1988 году дом Маштакова был признан аварийным и расселен, однако до сноса не дошло — в 1992 году дому был присвоен статус объекта культурного наследия, что сильно помешало застройщику, возводившему современное высотное здание в 6 метрах от деревянного дома.

В 2015 году попытку восстановления предпринял частный инвестор. Коллекционер Дмитрий Хмелев решил открыть в Доме Маштакова музей частных коллекций и приступил к работам, рассчитав, что сможет уложиться в 10 миллионов рублей, однако состояние дома оказалось куда плачевнее, чем считали специалисты до начала работ. По сути, дом стоял на земле, так как был размыт фундамент. Стало понятно, что объемы инвестиций и сроки реализации проекта несоизмеримы с возможностями частного инвестора. Договор аренды на 50 лет был расторгнут и в 2018 году дом затянули фальшфасадом.
Более того, были предложения перенести Дом Маштакова к областному историко-краеведческому им. Алабина.

В 2021 году появилась концепция использования памятника деревянного зодчества. В этом приняли участие городские власти, архитектурное и градозащитное сообщество. Так появился проект «Заварка», — музейно-выставочное пространство с купеческой чайной на первом этаже. Под свой патронаж проект взял депутат Государственной Думы Александр Хинштейн. Он договорился с Всероссийским обществом охраны памятников и культуры (ВООПИК) об участии в проекте, заручился финансовой поддержкой правительства области. И был написан грант по реставрации Дома Маштакова, который ВООПИК подал на 1 конкурс Президентского Фонда культурных инициатив.
Как рождалась «Заварка»
Анастасия Кнор, журналист, директор самарской общественной организации «За информационное общество», член совета самарского отделения ВООПИиК:

На мой взгляд, невозможно реставрировать дом, не восстанавливая его историю, которая неразрывно связана с историей его жителей. К сожалению, не все прежние жильцы Дома Маштакова согласились дать нам интервью, однако то, что мы смогли собрать, стало настоящим сокровищем. Опираясь на эти материалы, мы смогли сделать здесь несколько арт-объектов, включая «говорящие» печи, которые разговаривают историями, которые случились в этом доме.


Нина Казачкова, председатель совета Самарского областного отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК):

Одной из жительниц этого дома была Барская Маргарита Александровна, профессор и детский врач-педиатр. Так сложилось, что Дом Маштакова был ведомственным жильем госпиталя ветеранов и здесь проживали и врачи, и медсестры. Маргарита Александровна многое рассказала о жизни в доме, жизнь в котором была достаточно сложной. Здесь до самого расселения было только печное отопление, притом каждая печь была на две комнаты. И здесь не было водопровода. Зимой мужчины грели лед паяльной лампой, чтобы все жители могли утром умыться перед работой.

Армен Арутюнов, историк архитектуры, член совета самарского отделения ВООПИиК:

Дом в Самаре был отреставрирован, сохранив многие подлинные конструкции, и превращен в современное пространство. Это удалось реализовать, благодаря взаимодействию всех команд, включая реставраторов, архитектора и регионального координатора.
И представьте — Андрей Борисович Бодэ, ведущий научный сотрудник, заведующий Сектором деревянного зодчества НИИ истории архитектуры. Дотошнейший реставратор. И Дмитрий Храмов, современный архитектор, автор арт-объектов, совершенно современная история. И как это совместить? И получилось. Главное, сохранили 80% конструкций, хотя, например, полы почти полностью заменили.
Но исторические половые доски пошли на столешницы для зала чайной, так что мы разрушили стереотипы о том, что дерево недолговечно. Даже на таком уровне сохраняли все, что есть.

Нина Казачкова:
Чтобы сохранить возможные находки, я провела собрание рабочих и постаралась убедить их, что любая мелочь, которую они обнаружат при демонтаже аварийных конструкций, имеет историческую ценность. Я поставила коробку для находок и сказала «Вы выполняете высокую миссию! Мы будем помнить о вас!». Они тащили мне обои, нашли вывеску с номером квартиры.
Все эти находки теперь выставлены в стене на первом этаже.

Армен Арутюнов:
Изначально это место задумывалось как пространство для городских проектов, где шли бы обсуждения в чайной, галерея и зал для обсуждений на втором этаже. Здесь большое количество раскрытий, где мы показали то, из чего построен дом, например, дранка.
Кроме того, получилось сделать фальш-чердак: Вместо оригинального чердака был создан фальш-вариант, чтобы избежать проблем с эксплуатацией здания. То есть вы можете увидеть часть перекрытий, но это не раскрытие, а демонстрация! Но зато дом утеплен!
Тут мы тоже столкнулись с тем, что мнение «Раньше строили лучше» не всегда верно! Чердачные перекрытия были гнилыми, так что все это было заменено на современные решения.

Анастасия Кнор:
Мы сразу сделали все работы максимально открытыми для общественности, приглашали СМИ и о нас с удовольствием все писали. Было несколько реставраторов, которые брюзжали, но в целом был очень хороший информационный фон.

Нина Казачкова:
Было много сложных моментов в том, кто будет делать реставрацию. Когда обратились к специалистам из Вологды, у которых был опыт работы с поднятием деревянного дома с печами, они выставили такую сумму, что мы решили — делать будут свои!
И компания «Вега Групп Регион» начала реставрацию без опыта в деревянном зодчестве благодаря консультациям Андрея Борисовича Бодэ.
Работа была выполнена в очень короткие сроки — примерно за 14 месяцев. Параллельно с начавшимся проведением противоаварийных работ была выполнена и согласована научно-проектная документация. Таким образом, производство шло без остановки.
Дом был выровнен и укреплен, в ходе работ использовались старые материалы и технологии, а главный архитектор Александр Вязиков получил высокую оценку за работу по реставрации. После окончания работ он подарил приемник 1940х годов!

Сегодня Музей-галерея «Заварка» — это современное выставочное пространство в историческом центре Самары, которое можно назвать одним из самых популярных культурных мест города. Здесь постоянно проводятся самые разные мастер-классы, свои лекции читают лучшие специалисты со всей России и порой попасть на то или иное мероприятие достаточно сложно. Конечно, это заслуга молодой и креативной команды галереи под руководством Екатерины Елисеевой, но без градозащитников, которые вложили свои силы и время в реставрацию одного из знакомых домов Самары, этого пространства бы не случилось!