ПРОЕКТ
«СОХРАНИТЬ КАК...»


САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ
ИМЕНИ П.В. АЛАБИНА
Встреча 8

«Не только гостиницы и рестораны: каким бизнесам помогают исторические здания»


Не каждый предприниматель сразу видит перспективу и возможности в исторической недвижимости. Кого-то отпугивает вероятность вложений в ремонт, если он требуется. Кто-то воспринимает помещения в таких домах и помещениях, как нечто не современное и тоскует по гипсокартонным стенам в больших офисных зданиях.


Но на самом деле дома, построенные до торжества эпохи Модернизма с его строгой геометрией и отсутствием «лишних» деталей все чаще становятся желанным объектом для предпринимателей самых разных направлений бизнеса.


На нашей встрече в рамках проекта «Сохранить как…» мы пообщались с тремя представителями бизнеса, которые разглядели потенциал исторической недвижимости и с удовольствием поделились своим опытом.

Зарабатываем на детях
Первый наш эксперт, Юрий Рычков. Он же Юк, леший кооперации детей «Лес». Как и положено лешему, Юрий обосновал свою детскую студию-театр в цокольном этаже каменного исторического здания. И в этом, отчасти, успех его бизнеса. Как известно, детей манят всякие подвалы, пещеры и прочие помещения, в которые не слишком хорошо проникает солнечный свет.

Пять лет до кооперации детей «Лес» в этом помещении размещалась фотостудия, на которую и выпало счастье глобального капитального ремонта. Но постепенно, сначала в качестве арендатора, а затем и полноправного обитателя, здесь обосновалась детская студия, одна из самых известных и необычных в Самаре.

Нужно отметить, что обитание в таких помещениях накладывает определенный отпечаток и у детей постепенно развилась обостренная страсть к истории Самары. Они провели несколько очень успешных акций по привлечению внимания к исторической среде, развешивая таблички с последними словами на домах под снос, встраивая арт-объекты и многое другое.

По убеждению многих экспертов, именно историческая среда с ее сложной архитектурой, обилием деревьев и уютных двориков создает все предпосылки для развития бизнеса, в котором есть творческое начало, а корпорация детей «Лес» тому яркий пример.
Польза миграции
Николай Тишин, председатель Правления ТСН Куйбышева 109 поделился своим опытом в плане того, как историческая недвижимость меняет сознание жильцов.

Так случилось, что часть жителей их дома перебрались в исторический центр относительно недавно и здесь сработал эффект «свежего взгляда» — начались перемены. Сначала субботники, затем ссора с управляющей компанией и, как счастливый итог, собственное товарищество собственников недвижимости со своими правилами, контролем и интересом к дому.
Соответственно, жильцы смогли найти средства на качественный ремонт и привели здание в порядок. Расположение на одной из самых известных улиц города автоматически означает высокий коммерческий интерес, а потому цокольное помещение этого дома ТСН готовит к сдаче в аренду, что будет покрывать часть расходов на содержание общедомового имущества и на развитие территории.
Время цветов
Дом купца Кичаева 1908 года — нынешний адрес цветочного дома GArdenN, который основали Анастасия и Максим Рязановы.

Три этажа исторического счастья, три разных собственника, что означает разную степень вовлеченности в сохранение исторического наследия. Но супруги Рязановы провели анализ рисков, оценили затраты и пришли к выводу, что их цветочный бизнес будет процветать даже при условии, что на первом этапе пятилетней аренды они вложат несколько миллионов в ремонт.

Тут важно отметить, что предприниматели за свой счет покрасили все три этажа здания, чтобы их цветочный дом смотрелся респектабельно. Была проведена грандиозная работа по ремонту перекрытий, замене окон, коммуникаций и пр. Часть работ взяли на себя сами супруги, что их еще сильнее сроднило с домом и, вполне вероятно, друг с другом!

Как итог — преуспевающий бизнес и зависть конкурентов.